
Разборка, ремонт, сборка колёсно-моторного блока электровоза ВЛ-10 и его модификаций
Электронный учебный комплекс предназначен для обучения работников железнодорожного транспорта, связанных с ремонтом колёсно-моторного блока электровоза ВЛ-10 и его модификаций. Может использоваться при подготовке и повышении квалификации в учебных центрах ОАО «РЖД», производственных подразделениях компании при технической учёбе.
Электронный учебный комплекс подходит для учебно-методического сопровождения теоретической части обучения в организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта.
Электронный учебный комплекс состоит из мультимедийного учебного пособия.
Мультимедийное учебное пособие представляет собой программную оболочку, устанавливаемую на автоматизированное рабочее место преподавателя, в которой рассматриваются технологии разборки, ремонта и сборки колёсно-моторного блока электровоза ВЛ-10 и его модификаций в соответствии с определённой структурой при помощи технологий трехмерной компьютерной графики и визуализации.
Структура учебного пособия позволяет поэтапно изучить следующие темы:
1. Технология разборки колёсно-моторного блока.
Установка колёсно-моторного блока на портал разборки.
Снятие болтов крепления кожухов зубчатой передачи.
Снятие стяжных болтов крепления с кожухов зубчатой передачи.
Слив отработанной смазки из кожухов зубчатой передачи.
Снятие половин кожухов, установка их в накопитель, нанесение меток парности.
Расконтровка болтов крепления букс моторно-осевых подшипников.
Открытие крышек букс моторно-осевых подшипников и вынимание кос подбивки моторно-осевых подшипников.
Слив смазки с моторно-осевых подшипников.
Подведение портала и фиксация колесной пары.
Фиксация букс моторно-осевых подшипников.
Отворачивание и снятие букс моторно-осевых подшипников с верхними вкладышами.
Снятие колесной пары с тягового электродвигателя.
Снятие нижних вкладышей моторно-осевых подшипников и установка корпусов букс моторно-осевых подшипников на прежнее место.
Перемещение колесной пары на портале.
Освобождение колесной пары от фиксации.
Отведение портала с тягового электродвигателя и снятие малых шестерен тягового электродвигателя.
2. Технология ремонта колёсно-моторного блока в объёме текущего ремонта (ТР-1).
Ремонт колёсной пары.Проведение очистки колесной пары.
Проведение освидетельствования в соответствии с инструкцией ЦТ-329.
Проверка по контрольным рискам посадки зубчатых колес на ступицах центров колесной пары. В случае сдвига – колесная пара отправляется на переформирование.
Осмотр состояния шейки оси колесной пары с помощью лупы 5-7 кратного увеличения для выявления трещин.
Проведение ревизии моторно-осевых подшипников.
Ремонт кожухов зубчатой передачи.
3. Технология сборки колёсно-моторного блока.
Постановка на место сборки спаренных узлов, работавших до разборки блока.
Установка тягового электродвигателя на монтажную подставку.
Снятие болтов крепления и букс моторно-осевых подшипников вместе с вкладышами.
Притирка малых шестерен по конусу вала якоря тягового электродвигателя.
Проведение “холодной” посадки шестерни на вал якоря тягового электродвигателя.
Определение расстояния от торца шестерни до торца вала якоря тягового электродвигателя.
Определение разбега якоря в остове тягового электродвигателя.
Определение среднего положения якоря.
Установка щеткодержателя в фиксированное положение для дальнейшего использования как измерительной базы элементов колёсно-моторного блока.
Подбор и предварительная подготовка вкладышей к шейкам колесной пары.
Установка колесной пары краном во вкладыши остова тягового электродвигателя.
Измерение бокового и радиального зазоров зубчатой передачи.
Снятие колесной пары с остова двигателя и окончательная шабровка вкладышей с учетом радиальных зазоров и размеров шеек.
«Горячая» посадка шестерен на вал якоря тягового электродвигателя.
Установка якоря в среднее положение.
Нагрев в индукционном нагревателе второй шестерни и ее посадка на вал якоря тягового электродвигателя.
Остывание насаженных шестерен до надежного сцепления с валом якоря тягового электродвигателя.
Проворачивание на несколько оборотов колесной пары и установка расточенных и пришабренных верхних вкладышей на шейку оси.
Установка букс моторно-осевых подшипников. Заправка и подбивка кос.
Проверка правильности сборки колёсно-моторного блока.
Проверка работы зацепления вращением якоря в обе стороны от источника напряжением U=250В.
Предъявление результатов сборки колёсно-моторного блока приемщику локомотивов.
Установка на свои места и соединение обеих половин кожуха зубчатой передачи, проверка качества сборки с возможной регулировкой.
Законтровка болтов крепления букс моторно-осевых подшипников.
Законтровка крепления кожухов зубчатой передачи.
Заправка смазкой кожухов зубчатой передачи и моторно-осевых подшипников.
Проверка колёсно-моторного блока от источника вращения U=250В на отсутствие утечек смазки и его нагрева в кожухах и буксах моторно-осевых подшипников, отсутствие задевания передачи за стенки кожухов при вращении якоря в обе стороны.
Обкатка колёсно-моторного блока вращением до 30 мин. в обе стороны с последующей проверкой качества сборки блока и сдача его приемщику.
Перемещение собранного колёсно-моторного блока на позицию перекатки колёсно-моторного блока.
Используемые средства подачи учебного материала (видео, анимация, чертежи, рисунки) призваны обеспечить интерес обучающихся, наглядность, простоту усвоения, разнообразие форм восприятия материала и контроля знаний.
Основной частью учебного пособия являются трёхмерные анимационные видеоролики с дикторским сопровождением, подробно демонстрирующие технологический процесс разборки, ремонта, сборки колёсно-моторного блока электровоза ВЛ-10 и его модификаций. Всего в учебном пособии 79 видеороликов общей продолжительностью около 1 часа.
Электронный учебный комплекс разработан в соответствии с нормативной документаций завода-изготовителя и прошёл экспертизу у профильных экспертов.
Комплект поставки
В комплект поставки электронного учебного комплекса входит два флэш-носителя:
∎ установочный пакет мультимедийного учебного пособия;
∎ аппаратный лицензионный ключ.
Системные требования
Минимальные требования к компьютеру, на который планируется установка и работа программного комплекса:
∎ процессор Intel Core i5 или аналогичный;
∎ видеокарта Nvidia GeForce 1050 или аналогичная;
∎ оперативная память не менее 8 ГБ
∎ не менее 10 ГБ свободного места на жёстком диске.